8 ноября, 2006 Лицом к
образованию и технопаркам
Александр
Зайцев |
||
Сегодня об
“электронном правительстве” и прочих чудесах информатизации говорят не так
много, как каких-нибудь три года назад, потому что в портфеле правительства страны
появились новые приоритетные национальные программы, каждая из которых по
своим финансам намного превосходит “Электронную Россию”.
Одна из таких
программ — “Образование” — очень близка Министерству информационных
технологий и связи (www.minsvyaz.ru),
поэтому не удивительно, что на “ИнфоКоме-2006” прошло общероссийское
совещание “Обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям
Российской Федерации”. На это совещание в Москве собрали первых лиц областных
министерств образования Центрального федерального округа и связистов,
реализующих программу подключения российских школ к Интернету*. Сегодня в России
насчитывается 52 940 школ и учреждений образования, и из них в период
2002—2005 гг. было подключено чуть более 12 тыс. Но правительство решило:
“Настала пора!”, и в 2006—2007 гг. будут подключены все школы. За это дело
взялась компания “РТКомм” (www.rtcomm.ru),
которой начиная с 2002 г. была открыта зеленая улица по подключению госструктур
(Почта России, Госатомнадзор, ВГРТК, МВД, Генпрокуратура и т. д.) к Интернету
в рамках ФЦП “Электронная Россия”. В ходе реализации национального проекта
“Образование” она ведет подключение школ сразу во всех федеральных округах. По словам
генерального директора “РТКомма” Павел Терещенко, темп подключений достигает
300—400 школ в день. Причем речь идет не о примитивном соединении через модем
по телефонному каналу, а о присоединении по выделенному каналу на скорости
128 кбит/с с последующим ростом до 512 кбит/с. Поддержка
круглосуточного неограниченного доступа образовательных учреждений к
Интернету в течение двух календарных лет с момента подключения осуществляется
за счет средств федерального бюджета, а затем будет переведена на
региональный уровень. Любой ученик будет иметь доступ к мировым
информационным ресурсам, что должно повысить уровень и качество образования. В рамках
совещания была организована видеоконференцсвязь с тремя сельскими школами из
Вологодской, Ярославской и Воронежской областей. Учителя и учащиеся из
удаленных школ видели и слушали весь ход совещания и имели возможность задать
свои вопросы. Понятно, что вопросы из глубинки были традиционными — как
провести апгрейд и получить новые компьютеры (до сих пор в школах, как
правило, один компьютер приходится на десять учеников), как организовать
дистанционное образование, наладить фильтрацию контента, получить помощь
системного администратора и т. п. Известно, что в
российском сегменте Сети действует 17 образовательных порталов, выпущено много
электронных учебников и остро стоит вопрос о наращивании электронных ресурсов
на русском языке. Так что хотя решение технической задачи подключения школ и
потребует больших усилий, на создание нужного контента и образовательных
ресурсов, по-видимому, уйдет во много раз больше сил и времени.
Для многих школ
подключение уже состоялось, поэтому важно, чтобы Сеть была источником не
только дидактических материалов, но и самых разнообразных знаний, развивающих
и тренирующих инновационное мышление, способности и умение использовать
интернет-ресурсы для повседневной жизни в современном обществе. Другая
национальная программа, объемно представленная на “ИнфоКоме-2006”, —
“Создание технопарков в сфере высоких технологий”. Переход к инновационной
экономике требует быстрой перестройки промышленности на основе внедрения
новых ИТ. Для этого в России накоплен золотой запас — более 80 наукоградов,
от закрытых зон до всем известного новосибирского Академгородка. И хотя слом
инфраструктуры российской науки привел к резкому сокращению числа научных
сотрудников и инженеров в разных НИИ и бегству умов за границу, все еще много
ученых и специалистов по всем современным областям знаний трудятся в этих
городках. И задача дня — интегрировать этих специалистов в современную
экономику России. В Центральном
федеральном округе более пятидесяти таких городков, а первым наукоградом в
России стал Обнинск. Проект технопарка в Обнинске базируется на развитии
Университета атомной энергетики и Медицинского радиологического научного
центра. Соответственно в качестве главных направлений приняты информационные
технологии, автоматизированные системы, биотехнологии и фармацевтика,
нанотехнологии и материалы нового поколения. Под эти задачи организуются
новые предприятия и структуры, для которых создаются льготные условия
развития. В другом ведущем
наукограде, в Дубне на Волге, быстро строится российский центр
программирования и создается особая экономическая зона технико-внедренческого
типа. На “ИнфоКоме” также были представлены проекты подмосковных технопарков
в Черноголовке и Дмитровском районе, Нижегородского и Тюменского технопарков.
Похоже, что дело развития высоких технологий в России получило нужную
поддержку и вышло на дорогу не только составления планов, но и их реализации.
_______________________________________________________ * Если
маленькая Эстония подключила все школы к Интернету еще в 1998 г., то в России
это все еще задача ближайшего будущего.
|