8 ноября, 2006

Лицом к образованию и технопаркам

Александр Зайцев

Сегодня об “электронном правительстве” и прочих чудесах информатизации говорят не так много, как каких-нибудь три года назад, потому что в портфеле правительства страны появились новые приоритетные национальные программы, каждая из которых по своим финансам намного превосходит “Электронную Россию”.


Вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев знакомится с работой учителя информатики Марии Съединой на стенде “РТКомма”

Одна из таких программ — “Образование” — очень близка Министерству информационных технологий и связи (www.minsvyaz.ru), поэтому не удивительно, что на “ИнфоКоме-2006” прошло общероссийское совещание “Обеспечение доступа к сети Интернет образовательным учреждениям Российской Федерации”. На это совещание в Москве собрали первых лиц областных министерств образования Центрального федерального округа и связистов, реализующих программу подключения российских школ к Интернету*.

Сегодня в России насчитывается 52 940 школ и учреждений образования, и из них в период 2002—2005 гг. было подключено чуть более 12 тыс. Но правительство решило: “Настала пора!”, и в 2006—2007 гг. будут подключены все школы. За это дело взялась компания “РТКомм” (www.rtcomm.ru), которой начиная с 2002 г. была открыта зеленая улица по подключению госструктур (Почта России, Госатомнадзор, ВГРТК, МВД, Генпрокуратура и т. д.) к Интернету в рамках ФЦП “Электронная Россия”. В ходе реализации национального проекта “Образование” она ведет подключение школ сразу во всех федеральных округах.

По словам генерального директора “РТКомма” Павел Терещенко, темп подключений достигает 300—400 школ в день. Причем речь идет не о примитивном соединении через модем по телефонному каналу, а о присоединении по выделенному каналу на скорости 128 кбит/с с последующим ростом до 512 кбит/с.

Поддержка круглосуточного неограниченного доступа образовательных учреждений к Интернету в течение двух календарных лет с момента подключения осуществляется за счет средств федерального бюджета, а затем будет переведена на региональный уровень. Любой ученик будет иметь доступ к мировым информационным ресурсам, что должно повысить уровень и качество образования.

В рамках совещания была организована видеоконференцсвязь с тремя сельскими школами из Вологодской, Ярославской и Воронежской областей. Учителя и учащиеся из удаленных школ видели и слушали весь ход совещания и имели возможность задать свои вопросы. Понятно, что вопросы из глубинки были традиционными — как провести апгрейд и получить новые компьютеры (до сих пор в школах, как правило, один компьютер приходится на десять учеников), как организовать дистанционное образование, наладить фильтрацию контента, получить помощь системного администратора и т. п.

Известно, что в российском сегменте Сети действует 17 образовательных порталов, выпущено много электронных учебников и остро стоит вопрос о наращивании электронных ресурсов на русском языке. Так что хотя решение технической задачи подключения школ и потребует больших усилий, на создание нужного контента и образовательных ресурсов, по-видимому, уйдет во много раз больше сил и времени.


Леонид Рейман (справа) и Геннадий Зюганов (второй справа) интересуются реализацией проекта технопарка новосибирского Академгородка

Для многих школ подключение уже состоялось, поэтому важно, чтобы Сеть была источником не только дидактических материалов, но и самых разнообразных знаний, развивающих и тренирующих инновационное мышление, способности и умение использовать интернет-ресурсы для повседневной жизни в современном обществе.

Другая национальная программа, объемно представленная на “ИнфоКоме-2006”, — “Создание технопарков в сфере высоких технологий”. Переход к инновационной экономике требует быстрой перестройки промышленности на основе внедрения новых ИТ. Для этого в России накоплен золотой запас — более 80 наукоградов, от закрытых зон до всем известного новосибирского Академгородка.

И хотя слом инфраструктуры российской науки привел к резкому сокращению числа научных сотрудников и инженеров в разных НИИ и бегству умов за границу, все еще много ученых и специалистов по всем современным областям знаний трудятся в этих городках. И задача дня — интегрировать этих специалистов в современную экономику России.

В Центральном федеральном округе более пятидесяти таких городков, а первым наукоградом в России стал Обнинск. Проект технопарка в Обнинске базируется на развитии Университета атомной энергетики и Медицинского радиологического научного центра. Соответственно в качестве главных направлений приняты информационные технологии, автоматизированные системы, биотехнологии и фармацевтика, нанотехнологии и материалы нового поколения. Под эти задачи организуются новые предприятия и структуры, для которых создаются льготные условия развития.

В другом ведущем наукограде, в Дубне на Волге, быстро строится российский центр программирования и создается особая экономическая зона технико-внедренческого типа. На “ИнфоКоме” также были представлены проекты подмосковных технопарков в Черноголовке и Дмитровском районе, Нижегородского и Тюменского технопарков. Похоже, что дело развития высоких технологий в России получило нужную поддержку и вышло на дорогу не только составления планов, но и их реализации.

_______________________________________________________

* Если маленькая Эстония подключила все школы к Интернету еще в 1998 г., то в России это все еще задача ближайшего будущего.

 

 

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

 

НА ГЛАВНУЮ

 

 

Сайт создан в системе uCoz