Курс на «CanSat»

Источник: Газета «Городской ритм» №28(592) 20.07.2016.

17 команд со всей страны, две из них — из Троицка. Таков состав участников финала регулярной лиги пятого российского чемпионата проекта «Воздушно-инженерная школа» («CanSat» в России), прошедшего в Дубне — Талдоме в начале июля. Наш город представляли команда «Скифтер» — школьники из Гимназии им. Пушкова и «Т.О.К.» — из троицкого Школьного центра космической связи RK3B. На полигоне в Талдоме произошло 17 запусков ракет со спутниками, изготовленными подростками из Якутска, Самары, Казани, Санкт-Петербурга, Королёва, Калуги и даже из Минска.

Арсений Мединский и Илья Бабичек на талдомском полигоне.
«CanSat в России» — проект Московского государственного университета им. Ломоносова. Организатор чемпионата — НИИ ядерной физики Университета, а интеллектуальную и методическую составляющую проекта обеспечила Лаборатория аэрокосмической инженерии МГУ. Чтобы попасть в финал чемпионата,
нужно было пройти путь длиной почти в год. Сначала — подготовить план проекта и защитить его в ходе Зимней космической школы в МГУ. А весной уже работающий аппарат предстояло продемонстрировать дистанционно — по скайпу или в видеоролике.
Участники создали модель спутника. Он должен был быть небольшим, формой и размером с пол-литровую жестяную банку, вес — 350 г. Спутник помещается в ракету, запускается на высоту до 600 м. В процессе всего полёта, и туда и обратно, созданный школьниками аппарат должен производить измерения давления и температуры, вычислять высоту и передавать всё это по радио на Землю. А главная задача спутника — не разрушиться при приземлении и продолжить работу. Это — установочные требования. Кроме них каждой команде предстояло самостоятельно придумать и воплотить дополнительную часть программы.
Ребята из Троицка подошли к заданию творчески. У команды «Т.О.К.» спутник определял координаты места, куда он приземлился, и высылал СМС. А «Скифтер» решил, что парашют, прикреплённый к спутнику, будет раскрываться не сразу при выходе из ракеты, а с некоторой задержкой.
«Мы участвовали в этом конкурсе и раньше, все пять лет, — рассказывает учитель информатики Гимназии им. Пушкова Татьяна Бирюкова, руководитель команды «Скифтер», — были и опытные команды. Но в этом году у нас в команде новички. Ребятам нравится. Мы готовились целый год, в ИЗМИРАНе у нас есть научный консультант, все субботы мы там пропадали».
От участников эксперимента требуется и кругозор, и понимание, и интерес. Фактически это профориентация, знакомство с инженерной работой. Школьники придумывают технические новшества, изучают языки программирования, пишут программы для датчиков и микроконтроллеров, паяют микросхемы.
Арсений Мединский в этом году перешёл в десятый класс. Он один из четырёх членов команды «Т.О.К.», в троицком Школьном центре космической связи — около двух лет. Его задачей было защитить проект в Зимней школе и отвечать на каверзные вопросы специалистов после запуска ракеты. «Самый зрелищный и интересный момент — это, конечно, запуск спутника на ракете, — признаётся Арсений, — не каждый же день такое видишь. Да ещё и в нескольких метрах от тебя».
Арсений уже сейчас чётко представляет себе свою будущую специальность и понимает, чем он хочет заниматься. «Если очень повезёт, поступлю на физфак МГУ, — говорит он, — или же в МГТУ им. Баумана, или МАИ». Это уже практическая польза от проекта.
В этом году призовых мест троичане не заняли. Но само участие в эксперименте, выход в процессе подготовки к нему далеко за рамки школьной программы, неподдельный интерес к техническому творчеству — главные результаты. «В следующем году обязательно будем принимать участие в чемпионате, — говорит Арсений, — мы уже знаем, что нужно исправить и доделать. Будем готовиться».

Наталья МАЙ.

 

P.S. Скан статьи.