Зов Арктики!

Учёные-геологи, учёные-моряки и даже учёные-космонавты! Все они есть в Троицке. А сейчас речь пойдет об учёных-полярниках, тех, кто провёл месяцы и даже годы в условиях Антарктиды и Крайнего Севера, чтобы узнать больше о Земле и Солнце. Один из них – сотрудник ИЗМИРАНа, доктор физ-мат. наук Александр Зайцев (RW3DZ). Мы разговариваем с ним в преддверии Дня полярника, который ежегодно отмечается в России 21 мая.

QSL коллективной радиостанции Amundsen-Scott South Pole Station

Север – дело жизни.

«Я  распределился в ИЗМИРАН в 1963 году после окончании Ленинградского университета, и спустя два года выбрал лабораторию полярных магнитных возмущений. К этому времени в институте был накоплен большой, экспериментальный материал и нужно было вести обработку и анализ данных, чем я и занялся. После защиты диссертации в 1970 году я начал вести собственный научный проект – создал плотную цепочку магнитометров на Ямале, который находится прямо в центре зоны полярных сияний. Мои коллеги поддержали меня и с тех пор Ямал – мой край  и моя лаборатория, где ведутся полярные геофизические исследования. Кроме Арктики, где я работаю уже более 40 лет, хотелось побывать и в Антарктиде. В 1976 году мне удалось пройти отбор в Советскую Антарктическую экспедицию, и в 1977 году я провел зимовку на американской станции Южный Полюс в качестве обменного ученого в составе 21 САЭ.

Александр Зайцев на Южном Полюсе 1977 год.

Южный полюс – уникальная точка, где мне удалось провести наблюдения на своем  магнитометре  и получить уникальный материал. С тех пор я слежу за развитием геофизических исследований в Арктике и Антарктике, и это главное дело моей жизни.

В былые годы сотрудники ИЗМИРАН вели наблюдения возмущений магнитного поля внутри континента с помощью автоматических магнитометров. Эту работу вела большая группа сотрудников, так как обеспечить установку и получение данных было очень не простой задачей, и мы это сделали первыми в мире.

 

В полярную ночь.

Напомню, Антарктида – огромный ледяной континент, покрытый слоем льда от 3-х до 4-х километров толщиной. Внутри – ледяная пустыня и самые сильные морозы на Земле. На российской станции Восток в 1983 году была зафиксирована температура минус 89,2 градуса по Цельсию. Добавьте к этому полярную ночь, высокогорье и сильный стоковый ветер – условия космические. Поэтому все антарктические станции построены как космические базы или корабли  – полная автономия, можно все время находиться внутри станции,  наблюдения ведут приборы-автоматы. Но присутствие человека открывает новые возможности для наблюдений и до сих пор участие человека обеспечивает качественно лучшие результаты.

Но главная опасность работы в Антарктиде —  снежные заносы и пожары. С 1956 года наша основная станция была – «Мирный». Ее поставили на берегу, где снег даже летом не тает, и вскоре ее занесло так, что через 10 лет там было 20 метров снега над домиками станции!  Продолжали жить под снегом, как в пещерах, ходы снаружи требовали постоянного ухода. И в этом случае пожары – это катастрофа. Воздух сухой, всё горит как спичка, несмотря на минус 40 или 50 градусов.  Из-под толстого слоя снега уже не выбраться. В новые времена этот опыт учтен – станции строят на сваях, и по мере накопления снега  домики  поднимают ввысь.

Александр Зайцев (крайний справа) На Южном Полюсе 1977 год.

Ледяной поход.

Одно из достижений ИЗМИРАН в Антарктиде – санно-гусеничные походы вглубь континента для расстановки магнитометров-автоматов в 1975 – 1995 гг. Цель походов – достичь магнитного полюса и измерить характер магнитных возмущений на трассе от станции Мирный до станции Купол «С» длиной 1500 км. При этом походы  выполнялись  полностью  автономно – запас горючего и еды,  приборы,  навигация по звездам,  и нужно  еще найти магнитометры, которые были поставлены в предыдущий летний сезон….  Причем  выходили в маршрут уже в январе, а вернуться надо до 08 март… Были и аварии, и медицинские проблемы и много чего и все при морозе за минус 50 и ниже…

Техника советская – танковые шасси в гражданском варианты вездеходы «Харьковчанка».

По виду ничего – кабина, кузов, но при постоянных бросках и ударах по застругам скорость не больше 10 км.час, за сутки хода 80-100 км. Для того чтобы обернуться туда и обратно приходилось попотеть. Особенно донимал ремонт гусениц – пальцы правили по два раза на день.

 

Снова на Ямале.

Прошлое вспоминается с удовольствием – как молоды мы были, и как много мы смогли сделать. Но вот не стало СССР, нет нужды в России в нашей науке. Сейчас спохватились – взялись заново осваивать Арктику. Пошли отдельные экспедиции, научились зарабатывать деньги на тяге людей на Северный полюс (база БАРНЕО). Для науки пытаемся восстановить сеть магнитометров на Ямале. Всем хочется знать, какая будет космическая погода. В тундре теперь полно  людей – добывают нефть и газ, строят дороги, два международных аэропорта Бованенково и Сабетта.  Гудит, шумит народ, а новые системы навигации дают сбои во время магнитных бурь, точная аппаратура совсем неточно работает. В чем дело господа-товарищи ученые, как тут быть ???  Ответ простой – науку нужно поддержать, тогда будет результат.  Можно надеяться, что понимание этой ситуации есть в нужном месте и в нужное время.  Опять идут конференции и встречи, нужен новый научный класс. Но вот с этим как раз самые большие трудности.

Одна радость сегодня – А.Н.Чилингаров пробил общероссийский праздник – День полярника.  Кто не знает – 21 мая день начала дрейфа папанинцев в 1937 году.  Так что с праздником друзья !!!

 

http://троицкинформ.москва/?my-product=vypusk-19583-ot-18-maya-2016